О Cтратегии

Стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» до 2032 года

Решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 28 декабря 2016 г. № 116 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" до 2032 года»

Краткий вариант Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" до 2032 года

Презентация Стратегии

План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" до 2032 года (утвержден постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.09.2017 г. № 2419-па)

Бюджетный прогноз городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" на 2017-2022 годы (утвержден постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 14.02.2017 г. № 365-па)

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" на долгосрочный период до 2032 года (утвержден постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 15.09.2017 № 2330-па)

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» на 2018-2020 годы (утвержден постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 13.10.2017 г. № 2565-па)

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

 

Город Комсомольск-на-Амуре входит в состав Хабаровского края и является вторым по численности населения муниципальным образованием после его столицы г. Хабаровска (четвертым по величине городом на Дальнем Востоке). Всего Хабаровский край включает в себя 19 муниципальных образований (17 муниципальных районов и 2 городских округа).

Площадь его территории составляет 325 кв. км или 0,04 % от площади территории Хабаровского края (787,6 тыс. кв. км), при этом на ней проживает 18,8 % населения края, или 251 тыс. человек. На два городских округа Хабаровского края приходится около 1 % территории края, при этом в них проживает около 65 % населения края. Город Комсомольск-на-Амуре расположен на расстоянии около 350 км от г. Хабаровска на пересечении транспортных путей: в западном направлении – Байкало-Амурская Магистраль, северо-восточном - водный путь по реке Амур до г. Николаевска-на-Амуре и далее в Охотское море, газо- и нефтепроводы с о. Сахалина; восточном - железная дорога до морского порта Ванино и г. Советская Гавань; и юго-западном – река Амур, железная и автомобильная дороги до г. Хабаровска и далее к побережью Тихого океана, портам Владивосток и Находка. Город Комсомольск-на-Амуре находится в амурской пойме, ширина которой достигает 20 км. Город протянулся вдоль левого берега реки Амур более чем на 30 км.

 

Город Комсомольск-на-Амуре занимает лидирующие позиции в крае по объемам отгрузки в обрабатывающих производствах (доля в крае - около 60 %).

 

Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровского края в 2015 году, удельный вес муниципального образования в показателях Хабаровского края, Дальневосточного федерального округа

Показатели

Город Комсомольск-на-Амуре

Хабаровский край

Доля МО в показателях субъекта, %

Доля МО в показателях округа, %

Численность населения на 01.01.2016 г., человек

251283

1334552

18,8

4,1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, (без учета деятельности субъектов малого предпринимательства), млн. рублей

120502,96

263912,2

45,7

5,8

в том числе по Обрабатывающим производствам

93718,2

153737,1

61,0

24,6

Инвестиции в основной капитал, млн.. руб.

20076,5

109002,1

18,4

2,3

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн. руб.

2322,4

52139,1

4,5

0,7

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади

28,5

449,9

6,3

1,3

Оборот розничной торговли (полный круг), млн. руб.

54534,2*

271562,0

20,1

4,6

Оборот общественного питания (полный круг), млн. руб.

2285,8*

15567,1

14,6

3,4

Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, тонн

22306,0

115760

19,3

2,5

Число зарегистрированных преступлений, ед.

6183

30946

20,0

4,6

Заболеваемость населения инфекционными болезнями, человек

87782

330262

26,6

Численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости на конец года, тыс. человек

1,499

9,0

16,7

2,6

*оценка

В городе наиболее развито машиностроение, в том числе самолето- и судостроение, нефтеперерабатывающая промышленность, черная металлургия.

В 2015 году около 18 % общего объема инвестиций в основной капитал предприятий и организаций Хабаровского края приходилось на г. Комсомольск-на-Амуре. В то же время по уровню инвестиций в расчете на душу населения город уступал средним значениям по Хабаровскому краю, Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации в целом. Так, указанный показатель в 2015 году сложился в сумме 80 тыс.рублей на душу населения против 143 тыс.рублей по округу, в целом по России объем инвестиций в расчете на душу населения находился на уровне 96 тыс. рублей.

Вклад города в объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» по Хабаровскому краю в 2015 году, составлял 4,5 %. Таким образом, значение рассматриваемого показателя в расчете на душу населения были значительно ниже аналогичных значений в целом по Хабаровскому краю, Дальневосточному федеральному округу и Российском Федерации.

Недостаточными темпами роста характеризуется ввод в действие жилых домов в г. Комсомольске-на-Амуре. Так, по итогам 2015 г. рассматриваемый показатель в расчете на душу населения составил  0,11 кв. м. против 0,34 и 0,35 кв.м по Хабаровскому краю и Дальневосточному федеральному округу в целом соответственно. Для сравнения: в среднем по России ввод в действие жилых домов в расчете на душу населения в 2015 году составил 0,57 кв.м.

В то же время по индикатору, характеризующему обеспеченность жителей жилыми помещениями, значение по городу даже несколько превышает аналогичные по краю и округу, но находится на уровне несколько ниже, чем в среднем по России - 23,1 кв.м против 23,7 кв.м.

Уровень среднемесячной заработной платы работающих жителей Дальнего Востока в 2015 году был выше среднероссийского на 26 %. По Хабаровскому краю уровень оплаты труда превышал среднероссийский на 27 %. Среднемесячная заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях города по итогам 2015 г. составила 38886 рублей, по отношению к предыдущему году она сократилась в реальном выражении на 11,3 % (в среднем по краю сокращение составило 10,2 %, по округу – 7,9 %, по России в целом – 9,5 %).

Несмотря на сокращение реальных доходов населения в  г. Комсомольске-на-Амуре оборот розничной торговли рос опережающими темпами и в расчете на душу населения в 2015 году составил 216,3 тыс.рублей, что на 15 % выше среднероссийского уровня, на 12 % выше окружного уровня и на 1 % выше среднекраевого значения.

Уровень численности официально зарегистрированных безработных по отношению к численности населения составлял в 2015 году 0,6 %, что ниже аналогичных показателей по краю (0,67 %), округу (0,94 %) и в целом по России (0,66 %).

Определенную обеспокоенность вызывают повышенный уровень заболеваемости населения в городе, а также уровень преступности. Так, заболеваемость населения инфекционными болезнями в г. Комсомольске-на-Амуре в 2015 году находилась на уровне 348 случаев в расчете на 1000 человек населения. Для сравнения: аналогичный индикатор по Хабаровскому краю был на 29 % ниже (247 случаев на 1 тыс.человек), а в среднем по России – ниже на 39 % (214 случаев на 1 тыс.человек). Уровень преступности в городе превышал аналогичные значения по краю на 6 %, по округу – на 13 %, по России – на 50 %.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция снижения численности населения г. Комсомольска-на-Амуре. Так, за последние 6 лет оно сократилось на 7,4 % с 271 до 251 тыс.человек. Сокращение числа жителей в городе связано в первую очередь с отрицательной миграцией населения (несколько снижающейся в последние годы), а также естественной убылью населения (преобладанием смертности, несмотря на повышение рождаемости в последние годы). Миграционный отток из города составил в 2015 году 0,6 % от численности населения. Аналогичные показатели по Хабаровскому краю и Дальневосточному округу в целом составили 0,37 % и 0,38 % соответственно.

 

 

Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края, Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации в 2015 году

Показатели

г. Комсомольск-на-Амуре

Хабаровский край

ДФО

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (без учета деятельности субъектов малого предпринимательства) в расчете на душу населения, тыс.руб.

477,9

197,5

335,9

в том числе по обрабатывающим производствам

371,7

115,0

61,6

Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения, тыс.руб.

79,6

81,6

143,0

Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" в расчете на душу населения, тыс.руб.

9,2

39,0

51,7

Ввод в действие жилых домов в расчете на душу населения, кв.м общей площади

0,11

0,34

0,35

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец г., кв. м)

23,1

23,1

22,9

Оборот розничной торговли в расчете на душу населения, тыс.руб.

216,3

203,2

193,2

Оборот общественного питания в расчете на душу населения, тыс.руб.

9,1

11,6

10,7

Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников в расчете на душу населения, кг

88,5

86,6

143,2

Число зарегистрированных преступлений в расчете на 10 тыс. человек населения, ед.

245,2

231,6

217,0

Заболеваемость населения инфекционными болезнями, в расчете на 1000 человек населения

348,1

247,1

Численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, в % от численности населения

0,6

0,67

0,94

Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям, руб.

38886,0

43143,2

42877,0

Реальная среднемесячная заработная плата, %

88,7

89,8

92,1

Число родившихся, на 1000 человек населения

13,3

14,3

13,9

Число умерших, на 1000 человек населения

14,3

13,4

12,6

Естественный прирост (убыль), на 1000 человек населения

-1

0,9

1,3

Число прибывших, в % от численности населения

2,00

4,09

4,00

Число выбывших, в % от численности населения

2,60

4,45

4,38

Миграционный прирост (отток), в % от численности населения

-0,596

-0,369

-0,382

 

Обрабатывающие производства в г. Комсомольске-на-Амуре представлены предприятиями по производству транспортных средств и оборудования (производство самолетов, производство судов) – около 70 % в объеме отгруженной продукции, металлургическим производством и производством готовых металлических изделий – 12 % (черная металлургия), производством нефтепродуктов – 12 %, производством машин и оборудования (производство подъемно-транспортного и литейного оборудования), производством пищевых продуктов (выпуск мяса птицы, яиц, молочной и хлебобулочной продукции), текстильным и швейным производствами.

 

Основными видами продукции предприятий по виду экономической деятельности «производство транспортных средств и оборудования» г. Комсомольска-на-Амуре, на который приходится подавляющий объем отгруженной продукции города, являются производство самолетов и производство судов.

 

 

 

Якорными предприятиями в рассматриваемом секторе обрабатывающей промышленности являются представителями военно-промышленного комплекса: ПАО «АСЗ», филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», выпускающие продукцию судо- и авиастроения.

Благодаря масштабным программам перевооружения и реализации профильных государственных целевых программ промышленного развития предприятия данных секторов экономики получили мощный импульс в последние годы. К примеру, в секторе производства транспортных средств и оборудования (Филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», Комсомольский-на-Амуре филиал АО «Гражданские самолеты Сухого», ПАО «Амурский судостроительный завод») динамика роста объемов отгруженной продукции демонстрирует уверенный положительный тренд (в 2015 г. темпы роста составили 114,8%, закрепив за собой тем самым лидирующую позицию в развитии относительно всех других видов промышленного производства в городе).

Основные виды продукции, выпускаемые предприятиями по производству нефтепродуктов г. Комсомольска-на-Амуре, включают: топливо реактивное керосиновое, мазут, топливо дизельное, бензин автомобильный. В металлургической отрасли основными видами выпускаемой в г. Комсомольске-на-Амуре продукции являются заготовка для переката на экспорт, сталь, прокат готовый, проволока из железа или нелегированной стали без покрытия. В производстве машин и оборудования города основными видами продукции являются краны.

 

 

 

Вместе с тем необходимо заметить, что значения коэффициентов локализации рассматриваемых производств имеют устойчивую тенденцию к снижению. Это свидетельствует о росте межрегиональной конкуренции на рассматриваемых рынках, что ограничивает выход предприятий города на внешние региональные рынки с действующей номенклатурной линейкой.

 

Коэффициенты локализации предприятий металлургической и нефтеперерабатывающей промышленности г. Комсомольска-на-Амуре [1]

 

 

Принимая во внимание, что на территории города расположены крупнейшие промышленные производители национального уровня в сфере производства транспортных средств и оборудования, а также то, что доля Дальневосточного федерального округа в Российской Федерации в сфере производства проката готового – одного из ключевых компонентов в воспроизводственной цепочке промышленных производителей города составляет лишь 0,9 %, развитие данного производства в г. Комсомольске-на-Амуре является актуальным и востребованным.

Аналогичным образом актуализируется интенсивное развитие производства кранов мостовых электрических. Даже несмотря на то, что на сегодняшний момент времени предприятия общего машиностроения, входящие в группу компаний ПАО «Дальэнергомаш», освоили выпуск козловых и мостовых кранов грузоподъемностью до 100 тонн (не имеющих аналогов в РФ) доля города в общем объеме производства в Дальневосточном федеральном округе составляет 42,9 %, а в Российской Федерации – и вовсе 0,2 %.

 

Производство кранов мостовых электрических г. Комсомольск-на-Амуре в 2014 году, позиции города в округе и в Российской Федерации в целом

Производство кранов

Комсомольск-на-Амуре, единиц

Доля ДФО в РФ, %

Доля МО в РФ, %

Доля МО в ДФО, %

Краны козловые и полукозловые электрические

3

10,9

6,5

60,0

Краны мостовые электрические

3

0,41

0,2

42,9

 

Несмотря на то, что производство мостовых кранов обладает уникальным ресурсным и технологическим потенциалом, его динамика демонстрирует угрожающий характер. Если в 2010 году на предприятии ПАО «Дальэнергомаш» (г. Комсомольск-на-Амуре) производилось в год 29 мостовых кранов, то в 2015 году – всего 3 шт.

 

 

Производство в г. Комсомольске-на-Амуре мостовых кранов, шт.

 

Решающая роль в развитии человеческого капитала, как важнейшего фактора производства, принадлежит образованию. Хабаровский край является одним из лидеров среди регионов России по численности обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования в расчете на 10 тыс.человек населения. Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет на сегодняшний день является одним из крупнейших университетов на Дальнем Востоке России и уникальным многопрофильным учебно-научным комплексом. В настоящее время в г. Комсомольске-на-Амуре в рамках созданного в крае инновационного кластера авиастроения и судостроения реализуется проект «Региональный центр инжиниринга», принципиальной особенностью которого является организация взаимодействия инновационных компаний вузов с промышленными предприятиями по использованию научных знаний университетов в промышленности.

В то же время финансовые ограничения, связанные с неустойчивым характером российской экономики, структурными проблемами в денежно-кредитной системе и снижением инвестиционной активности на фоне развертывания мирового финансового кризиса, в последние годы являлись сдерживающими факторами в социально-экономическом развитии и повышении конкурентоспособности города.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

 

Произошедшие сдвиги на финансовых рынках Российской Федерации сформировали институциональные факторы развития производства импортозамещающей продукции, стимулировали рост финансовых показателей экспортноориентированных производителей города, что в конечном итоге нашло свое отражение в ускорившейся в последние 2 года динамике оборота организаций. Фактически можно говорить о формировании благоприятных факторов, способствующих более интенсивному развитию малого и среднего бизнеса, развитию на их основе кластерных инициатив, интенсификации инновационной составляющей экономики. Кроме того, реализация государственных целевых программ развития авиастроения Российской Федерации в значительной мере будет обеспечивать промышленный рост территории.

 

 

Объем выпуска продукции в г. Комсомольске-на-Амуре, млн. рублей[2]

 

Город Комсомольск-на-Амуре на протяжении целого ряда последних лет демонстрировал устойчивый положительный тренд в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Благодаря активной работе органов местного самоуправления число субъектов МСП по итогам 2015 г. составило 10415 единиц. При этом кризисные явления в российской экономике, сформировавшиеся в 2014 - 2015 г., не преломили тенденции демографического роста организаций в рассматриваемом секторе предпринимательства.

 

 

Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.

 

Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений не проявила признаков падения, продемонстрировав в 2014 - 2015 г. устойчивый тренд.

 

 

Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в г. Комсомольске-на-Амуре во все уровни бюджета, %

 

Бюджетная система г. Комсомольска-на-Амуре имеет неустойчивый характер. Начиная с 2009 г. наблюдается стабильное превышение расходов бюджета над его доходами (исключая всплеск 2011 г.). Пик роста дефицита бюджета города пришелся на 2012 год.

Дефицит бюджета г. Комсомольска-на-Амуре составлял в последние два г. около 300,0 млн. рублей, что сопоставимо с кризисным 2009 годом.

 

   

А) доходы бюджета, млн. рублей

Б) расходы бюджета, млн. рублей

Исполнение бюджета г. Комсомольска-на-Амуре, млн. рублей

 

При этом рост дефицита в 2014 - 2015 г. имел место на фоне планомерного снижения расходной части бюджета города (впервые с 2009 г. расходы местного бюджета продемонстрировали отрицательную динамику темпов прироста и достигли в своем абсолютном выражении уровня пятилетней давности). Это свидетельствует о существенном снижении поступления доходов, не покрывающих снижающиеся расходы местного бюджета.

 

   

А) прирост расходной части бюджета, млн.. рублей

Б) расходы бюджета, тыс.рублей

Расходы бюджета г. Комсомольска-на-Амуре

 

Значительное давление на бюджет г. Комсомольска-на-Амуре начиная с 2013 г. оказывает рост долговой нагрузки. Дальнейшая разбалансировка доходов и расходов местного бюджета г. Комсомольска-на-Амуре может привести к наращиванию рисков, связанных с наращиванием долговой нагрузки. Учитывая, что на протяжении последних лет снижаются доходы бюджета города (особенно в части неналоговых доходов), данная группа рисков начинает приобретать весьма четкие очертания.

В целом можно говорить, что параметры развития бюджетной системы города демонстрируют усиливающуюся напряженность. Формирующиеся доходы не позволяют сбалансировать местный бюджет и увеличивают его дефицит даже на фоне оптимизации его расходов в последние два года Усиливает эту тенденцию и крайне значимое сокращение в последние годы объемов межбюджетных субсидий. В этих условиях важной задачей становится дальнейшая корректировка структурных преобразований в социально-экономической среде города с целью создания таких институциональных условий, которые бы позволили обеспечить экономический рост предприятий города и, как следствие, рост доходов населения (развитие институтов кластерной активации воспроизводственных процессов, стимулирование развития МСП и развитие ТОСЭР и др.).

В целом, несмотря на кризисные процессы в национальной экономике, обострившиеся в 2012 - 2013 г., а также геополитическую напряженность, из-за чего был ограничен доступ к заимствованиям на западных рынках, макроэкономические показатели г. Комсомольска-на-Амуре сохраняли устойчивые позиции и по ряду направлений демонстрировали положительную динамику.

Вместе с тем характер и тенденции социально-экономической динамики демонстрируют риски для устойчивого развития в ближайшей перспективе. Все это требует создания адаптационной экономической модели развития города, в том числе на базе разработки модели формирования специализированных кластеров.

 

 

 

Одной из главных причин сокращения объемов производства является высокий уровень транспортных расходов, вызванный значительной удаленностью поставщиков и потребителей продукции. Отношение транспортной составляющей к стоимости машин достигает порядка 15%, что серьезно отражается на цене, а это существенный минус для заказчиков. Учитывая высокий уровень конкуренции на рассматриваемом рынке, дальнейшее развитие Комсомольского-на-Амуре завода подъемно-транспортного оборудования во многом будет зависеть от его экономической политики в сфере оптимизации расходов. Важным при этом звеном в укреплении его конкурентоспособности является необходимость разработки мер государственной поддержки, направленной на создание компенсационного пакета в целях выравнивания условий хозяйствования. Вхождение предприятия в ТОСЭР во многом будет способствовать укреплению его конкурентоспособности на национальном уровне.

Аналогичная проблема, вызванная высоким неконкурентоспособным уровнем транспортных издержек относительно среднероссийских значений, является характерной и для предприятия ОАО «Амурметалл», а также для большинства других предприятий промышленного профиля.

Помимо промышленных секторов экономики, где функционируют крупные предприятия, существенным потенциалом роста характеризуются предприятия обрабатывающей промышленности, осуществляющие деятельность в сфере производства пищевых продуктов, включая напитки. Доля данного сектора экономики составляет около 2% в общем объеме обрабатывающей промышленности и достигает 1,94 млрд. рублей в абсолютном выражении по итогам 2015 г.

Заметный вклад в развитие промышленного производства г. Комсомольска-на-Амуре вносят предприятия малого и среднего предпринимательства, специализирующиеся в области обработки древесины, текстильном и швейном производстве. Однако, несмотря на общий рост данных видов производств, в последние годы они столкнулись с высоким уровнем конкуренции со стороны зарубежных производителей (Китай, Турция и др.). К примеру, в результате данных процессов швейная фабрика ООО «Комсомолка» значительно снизила объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции, переориентировавшись на муниципальный заказ. Между тем девальвация национальной валюты в 2014 - 2015 гг. укрепила конкурентоспособность производителей.

Вместе с тем повышение внешнего уровня конкурентоспособности предприятий г. Комсомольска-на-Амуре не снижает внутрирегиональный конкурентный фон. Это, в свою очередь, формирует необходимость поддержки рассматриваемых видов производств со стороны органов власти в целях укрепления их конкурентного потенциала на региональном и федеральном уровнях. Одним из ключевых направлений в решении поставленного вопроса может стать создание на ТОСЭР «Комсомольск» соответствующих производственных технологических цепочек в рамках реализации концепции развития импортозамещающих производств.

 

 

ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ Г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

 

В рамках разработки Стратегии поиск и анализ возможных путей развития города осуществлялся посредством SWOT-анализа.

 

SWOT- анализ г. Комсомольска-на-Амуре

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Диверсифицированная структура экономики.
  2. Наличие крупных промышленных предприятий национального уровня.
  3. Город Комсомольск-на-Амуре и прилегающие к нему территории являются развитой промышленной территорией Дальнего Востока России, производящей более 50% промышленной продукции региона.
  4. Географическая близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
  5. Высокий научно-образовательный потенциал (наличие базы подготовки высококвалифицированных инженерных специалистов).
  6. Наличие всех типов транспортных артерий (воздушная, речная, железнодорожная, автомобильная).
  7. Количество зеленых насаждений в г. Комсомольске-на-Амуре в 6 раз превышает общероссийские нормы.
  8. Наличие незадействованных производственных площадей и свободных земельных участков города с коммуникациями для строительства жилья и организации хозяйствующих субъектов, их развития и расширения.
  9. Увеличение доли населения с низкими доходами и низкой покупательской способностью.
  10. Высокие издержки производства, в том числе за счет высоких транспортных и энергетических тарифов.
  11. Экономическая и финансовая нестабильность промышленных предприятий региона.
  12. Несогласованные между собой точки зрения на развитие города.
  13. Наличие разных сценариев желаемого развития города
  14. Недовольство населения качеством городской среды.
  15. Рост затрат местных производителей в связи с компенсацией северных льгот и надбавок.
  16. Высокий уровень износа объектов социальной и городской инфраструктуры
  1.  Увеличение доли населения с низкими доходами и низкой покупательской способностью.
  2. Высокие издержки производства, в том числе за счет высоких транспортных и энергетических тарифов.
  3. Экономическая и финансовая нестабильность промышленных предприятий региона.
  4. Несогласованные между собой точки зрения на развитие города.
  5. Наличие разных сценариев желаемого развития города
  6. Недовольство населения качеством городской среды.
  7. Рост затрат местных производителей в связи с компенсацией северных льгот и надбавок.
  8.  Высокий уровень износа объектов социальной и городской инфраструктуры

Возможности

Угрозы

  1. Наличие в городе и крае развивающихся высокотехнологичных производств.
  2. Привлечение инвесторов на существующие свободные территории для промышленного, гражданского строительства и рекреационной деятельности.
  3. Усиление государственной политики закрепления населения на Дальнем Востоке.
  4. Создание новых элементов бизнес-инфраструктуры: центра сертификации, регионального инжинирингового центра, бизнес-инкубатора.
  5. Реализация Долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре.
  6. Открытие малых инновационных форм предприятий на основе кооперации с крупными предприятиями (реализация кластерных активаций).
  7. Развитие агропромышленного и сельскохозяйственного производства на основе инновационных технологий.
  8. Реализация долгосрочных программ авиастроения в Российской Федерации.
  9. Применение энергосберегающих технологий и повышение энергоэффективности существующих предприятий и производств.
  10. Формирование ТОСЭР в агломерации г. Комсомольска-на-Амуре
  11. Отток трудоспособного населения и прежде всего наиболее инициативной молодежи и высококвалифицированных специалистов.
  12. Сокращение экономически активного населения.
  13. Отсутствие современной социальной инфраструктуры.
  14. Отсутствие доступных программ льготной ипотеки, неразвитый рынок ипотечного жилищного строительства.
  15. Нехватка высококвалифицированных кадров в различных областях (инженеры, врачи и т.д.).
  16. Отсутствие развитого рынка услуг и современного формата потребления.
  17. Низкий уровень использования потенциала имеющихся транспортных артерий.
  18. Несовершенная система компенсации производителям северных льгот и надбавок.
  19. Увеличение разрыва между используемыми технологиями управления в г. Комсомольске-на-Амуре и современными практиками.
  20. Низкий уровень эмоциональной положительной подпитки у жителей города.
  21. Конкуренция с г.абаровском за транспортно-логистический рынок севера ДФО.
  22. Отсутствие опыта малого и среднего бизнеса в рамках работы Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  1.  Отток трудоспособного населения и прежде всего наиболее инициативной молодежи и высококвалифицированных специалистов.
  2. Сокращение экономически активного населения.
  3. Отсутствие современной социальной инфраструктуры.
  4. Отсутствие доступных программ льготной ипотеки, неразвитый рынок ипотечного жилищного строительства.
  5. Нехватка высококвалифицированных кадров в различных областях (инженеры, врачи и т.д.).
  6. Отсутствие развитого рынка услуг и современного формата потребления.
  7. Низкий уровень использования потенциала имеющихся транспортных артерий.
  8. Несовершенная система компенсации производителям северных льгот и надбавок.
  9. Увеличение разрыва между используемыми технологиями управления в г. Комсомольске-на-Амуре и современными практиками.
  10. Низкий уровень эмоциональной положительной подпитки у жителей города.
  11. Конкуренция с г.абаровском за транспортно-логистический рынок севера ДФО.
  12. Отсутствие опыта малого и среднего бизнеса в рамках работы Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

ЦЕЛЕВОЕ ВИДЕНИЕ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

 

Комсомольск-на-Амуре - город, на гербе которого изображен реальный человек, соответственно, высшая базовая ценность Стратегии - это человек – неповторимая и свободная личность, осознающая ответственность за распоряжение своей свободной волей не только перед собой и окружающими, но и перед будущими поколениями.

Человеческий капитал – основа современной экономики, ключ к успеху в глобальной конкуренции. Мерой успешности развития любой территории является качество жизни его населения, количество и качество накопленного и успешно функционирующего человеческого капитала.

Поэтому главной целью Стратегии выступает: формирование комфортной городской среды, обеспечивающей высокий уровень жизни и качество жизни населения для развития промышленно-инженерного комплекса г. Комсомольска-на-Амуре.

Миссия города - превращение г. Комсомольска-на-Амуре в крупнейший на Дальнем Востоке динамично развивающийся высокотехнологичный индустриальный и инженерный центр, геополитически значимый и комфортный для жизни людей.

Приоритеты и цели развития города Комсомольска-на-Амуре согласованы с приоритетами и целями развития Российской Федерации,  Хабаровского края, сформулированными в таких документах, как: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., а также в других долгосрочных отраслевых стратегиях, концепциях и доктринах, принятых и утвержденных на федеральном уровне.

Внутренняя структура Стратегии социально –экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре описывается моделью «3+5+8», суть которой в следующем:

1. выделяются три взаимосвязанных стратегических приоритета первого уровня:

1.1. стратегия накопления человеческого капитала - формирование и накопление человеческого капитала, создание комфортного пространства для жителей города, создание условий и материальной базы для роста благосостояния граждан, уникальной геоинформационной среды и общественного пространства;

1.2. стратегия экономического развития - создание экономических отношений и общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать;

На уровне муниципального образования ключевая задача состоит в поиске оптимальной организационно-правовой формы организации предприятий в кластер, создании предпосылок для объединения предприятий в кластер, поиске инвестиционных ресурсов для вхождения в окружные программы кластерного развития и организации межрегиональных (межсубъектовых кластерных инициатив).

Учитывая многоплановость изучаемой экономики, на территории города актуальным будет создание не одного, а нескольких кластеров: авиастроительного, судостроительного, агропромышленного, нефтехимического, туристического, IT и кластера промышленности строительных материалов.

1.3. пространственное развитие - социально-экономическое изменение районов города, создание технологической, политической, общественной основы сбалансированного роста;

2. оцениваются 5 ключевых компонентов (стратегических приоритетов второго уровня), которые воздействуют на развитие города Комсомольска-на-Амуре;

3. исследуются 8 направлений развития.

В рамках 3 стратегических приоритетов первого уровня выделены 5 стратегических приоритетов второго уровня

 

  

 

 

Единая система Стратегических приоритетов 1-го и 2-го уровней

 

СТРАТЕГИЯ НАКОПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

 

Человеческий капитал – один из важнейших факторов экономического роста территории. Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний и способностей, которые содействует росту производства и производительности труда, повышению личного благосостояния населения.  Процесс формирования и накопления человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных усилий и затрат. Накопленный человеческий капитал выступает главным многокомпонентным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний и обеспечивает ее конкурентоспособность. В этой связи первый стратегический приоритет Стратегии - повышение качества человеческого капитала.

 

 

На процесс достижения цели по развитию человеческого капитала оказывает влияние широкая группа факторов социально-экономического состояния и развития. Так, на процессы формирования и накопления человеческого капитала влияют компоненты, определяющие качество жизни населения. К ним прежде всего относятся уровень жизни населения, доступность жилья и состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства, состояние здравоохранения, качество и доступность образования, уровень развития сферы культуры и отдыха, а также уровень развития транспортной инфраструктуры, экологической и общественной безопасности.

 

 

 

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ Г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

 

Пространственное развитие г. Комсомольска-на-Амуре - социально-экономическое изменение районов города, создание технологической, политической, общественной основы сбалансированного роста.

Необходимо развитие и комплексное благоустройство зоны набережной р. Амур с организацией, рекреационной и обслуживающей зон вдоль набережной, развитием зеленой зоны, благоустройством зоны набережной с организацией досугово-развлекательных и спортивных комплексов, организацией нового пляжа, оснащением проектируемого пляжа капитальным зданием спасательной станции, строительством аквапарка.

Помимо создания общегородского центра в качестве центров притяжения населения необходимо развить систему центров и подцентров в районах и микрорайонах города с:

- организацией спортивных и природно-рекреационных зон вблизи и в составе жилых массивов;

- строительством деловых зон, новых экологически безопасных мест приложения труда, зон для малого и среднего бизнеса вблизи районов массового жилищного строительства.

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

 

Экономическое развитие г. Комсомольска-на-Амуре включает в себя стратегические направления, в концентрированном виде определяющие развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инновационной активности, реализацию механизмов кластерной активации, совершенствование инвестиционной среды, а также развитие сектора услуг.

Все эти направления агрегировано приведены в разрезе 3 стратегических приоритетов экономического развития города, каждый из которых включает в себя набор целевых мероприятий и оценку ресурсов, необходимых для их реализации.

Стратегические направления экономического развития.

1. Формирование передовой промышленности и переход на новый тип экономического развития, основанный на кластерной активации и росте инвестиционной активности, с использованием активных методов экономического стимулирования «умной экономики» (развитие отраслей и современных высокотехнологичных производств, объектов инновационной инфраструктуры, средних и малых компаний, формирование кооперационных связей малого бизнеса и крупных компаний)

В г. Комсомольске-на-Амуре созданы все условия для реализации экономической политики, основанной на механизмах кластерной активации:

1. наличие крупных «якорных» предприятий и инфраструктурных объектов, обеспечивающих концепцию кластерного развития;

2. действенная инновационная инфраструктура, основанная на созданном в 1997 г. технопарке КАС, основными задачами которого на современном этапе развития являются:

2.1. создание условий, благоприятных для организации, развития и деятельности малых инновационных предприятий на базе высших учебных заведений;

2.2. передача технологий и результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретений и открытий ученых ФГБОУ ВО «КнАГТУ» из вузовского сектора экономики в сектор промышленности;

2.3. одним из элементов инновационной инфраструктуры планируемых к реализации кластерных инициатив в г. Комсомольске-на-Амуре является организация и успешное функционирование в КнАГТУ сети малых инновационных предприятий;

3. создание Центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края;

- важная роль в развитии кластерных инициатив отводится создаваемой в городе ТОСЭР «Комсомольск».

4. формирование межрегионального центра компетенций, технопарка;

5. развитие инфраструктуры предпринимательства, инноваций, инженерного образования, интегрированного в производственно-предпринимательский сектор экономики.

По результатам проведенного анализа выделены следующие основные задачи, требующие своего решения в целях эффективной реализации кластерных инициатив и интенсификации процессов роста инвестиционной активности в городе:

- развитие механизмов кооперации малого и крупного бизнеса;

- разработка приоритетных направлений финансирования развития инноваций;

- разработка механизмов стимулирования открытия новых видов производств, относящихся к секторам экономики, интегрированных в кластеры;

- организация мероприятий, направленных на балансировку рынка труда в целях удовлетворения растущего спроса на трудовые ресурсы;

- развитие инвестиционной деятельности на территории г. Комсомольска-на-Амуре за счет предоставления муниципальной организационной поддержки субъектам инвестиционной деятельности;

- инфраструктурное развитие инвестиционной привлекательности.

В рамках рассматриваемого стратегического направления Стратегии «Формирование передовой промышленности и переход на новый тип экономического развития, основанный на кластерной активации и росте инвестиционной активности, с использованием активных методов экономического стимулирования «умной экономики» (развитие отраслей и современных высокотехнологичных производств, объектов инновационной инфраструктуры, средних и малых компаний, формирование кооперационных связей малого бизнеса и крупных компаний)» предполагается реализация концепции развития г. Комсомольска-на-Амуре как инженерно-промышленного центра России на основе создания крупнейшего в стране Технологического научно-промышленного центра, являющегося одной из ведущих площадок размещения высокотехнологичных компаний на Дальнем Востоке и России в целом.

Состав ключевых мероприятий из числа определенных действующими региональными и муниципальными программами, дополненный исходя из логики новых направлений развития экономики города, предусматривающих кластерные активации представлен в Плане мероприятий.

 

2. Создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выявленный дисбаланс между объемами поддержки развития МСП и уровнем его развития в г. Комсомольске-на-Амуре может означать о необходимости интенсификации институциональных направлений в рассматриваемой сфере.

На текущий момент времени в г. Комсомольске-на-Амуре реализуется целый комплекс мер, направленных на поддержку развития субъектов предпринимательства, федерального, регионального и муниципального уровней, предусматривающих как институциональные, так и конъюнктурные управляющие воздействия. Данные программы предусматривают целый набор мероприятий и задач, решение которых обеспечивает развитие сектора малого и среднего предпринимательства в г. Комсомольске-на-Амуре. Это и создание благоприятных условий, способствующих конкурентоспособному развитию предпринимательства, и мероприятия, формирующие инфраструктурную обеспеченность развития МСП, и целый ряд других.

Вместе с тем текущие и перспективные особенности развития малого и среднего предпринимательства в г. Комсомольске-на-Амуре требуют определения дополнительных направлений, ориентированных на формирование институционального благоприятного климата в рассматриваемом секторе экономики.

 

 

3. Экономическая политика, направленная на рост конкурентоспособности предприятий города на региональных, национальном и глобальном рынках.

Цель - стимулирование бизнес-сообщества к повышению конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.

Постановка цели определяет решение следующих задач:

Задача 1. Развитие механизмов кластерной активации в приоритетных секторах экономики с использованием активных методов координации со стороны органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре.

Задача 2. Повышение качества оказания государственных услуг субъектам предпринимательства с целью создания максимально комфортных условий ведения бизнеса.

Задача 3. Развитие сферы услуг, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках, обеспечивающих замещение импорта через стимулирование развития локальных производств и секторов экономики.

Задача 4. Стимулирование субъектов предпринимательства к расширению рыночной доли и повышению эффективности бизнеса.

 

 



[1] Анализ коэффициентов локализации позволяет определить профильные виды экономической деятельности, которые отражают отраслевую специализацию города (коэффициент локализации больше 2). Целесообразной представляется также оценка динамики коэффициента локализации: его рост может свидетельствовать об усилении конкурентных преимуществ на отраслевых рынках и благоприятных перспективах развития, снижение – об обострении конкуренции или ухудшении рыночной конъюнктуры, которые потребуют наращивания конкурентных преимуществ, диверсификацию факторов производства с выходом на смежные рынки или снижения деловой активности по данному ВЭД.

[2] Итоги социально-экономического развития муниципального образования городского округа «город Комсомольск-на-Амуре» в 2015 году и задачи на 2016 год.